Звезды

Как Кончаловский учил целоваться Бондарчука и Мирошниченко

Фотограф Валерий ПлотниковФотограф Валерий Плотников Фото: Интерпресс/ТАСС

«Помню, как бедный Андрон пытался объяснить Сергею Федоровичу и Ирочке Мирошниченко, как надо целоваться в кадре. В ответ слышал шутливо-издевательское: «Что, громче, что ли, надо?» — «Да нет, вы поймите же, не громче… Но должно быть перетекание…» — «Что, тише, что ли?» — рассказывает фотограф Валерий Плотников, снимавший практически всех звезд советского кино.

В годы моей учебы во ВГИКе возле института стояла только одна припаркованная машина — кажется, «копейка». Она принадлежала Никите Ми­халкову, он тогда еще был студентом, но уже снялся в нескольких фильмах. С Никитой мы некоторое время учились на одном курсе. У Михаила Ильича Ромма незадолго до ухода из ВГИКа возникла гениальная идея: в одну мастерскую объединить режиссеров и операторов, а не режиссеров и актеров, как до этого делалось. Никита учился на режиссерском, а я на операторском, вот нас и объединили…

На занятиях я, как и другие студенты операторского курса, сидел на последних рядах, а режиссерского — на первых. Но как-то Михаил Ильич дал нам очередное задание, и моя работа понравилась ему больше всего. Помню, когда Ромм объявил об этом, Никита посмотрел на меня с изумлением и вызовом одновременно — он привык быть лидером всегда и во всем.

Он, собственно, им и был, но Михаил Ильич потом еще неоднократно отмечал именно мои работы. Еще до моей учебы во ВГИКе мы с другом юности Сережей Соловьевым написали сценарий, с которым он поступал в институт, тоже к Ромму. Так вот Сережа мне потом рассказывал, что когда Михаила Ильича не стало, то в его письменном столе среди самых ценных реликвий и бумаг лежал наш сценарий…

Читать так же:  Что эксперты говорят о сексуальной жизни Меган Маркл и принца Гарри

Сергей Бондарчук и Ирина МирошниченкоСергей Бондарчук и Ирина Мирошниченко на съемках фильма «Дядя Ваня». 1970 г. Фото: Валерий Плотников

А в итоге я стал не оператором, а фотографом. Еще когда мы учились во ВГИКе, Никита пригласил меня на съемки своей учебной работы, которая потом стала дипломной, — «Спокойный день в конце войны». Там снимались Наташа Аринбасарова, Сережа Никоненко, Александр Кайдановский, Юрочка Богатырев… Помню, Михалков объяснял мне, как добраться до места: «Тебе надо сойти с поезда на таком-то километре. Электрички там не останавливаются, но придумаешь что-нибудь. Повернись спиной к железной дороге и иди прямо. Следи, чтобы солнце тебе все время светило в левый глаз. Потом увидишь кустик, от него поверни направо и иди еще семь километров». В итоге я доехал до нужного километра на товарном поезде, спрыгнул и пошел согласно инструкции. В этой, можно сказать, «чеховской степи» не было никаких указателей, никаких ориентиров. Но в итоге в чистом поле я нашел-таки киногруппу.

На закате я увел Никиту в поля. Он захватил с собой сценарий, и мы сняли кадр, на котором и поза и лицо Никиты выражают полнейшее спокойствие. Было видно, что он находится в удивительной гармонии с собой. Я напечатал этот кадр, и Никита сказал: «Знаешь, я хотел бы походить на эту фотографию».

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

Статьи по теме

Back to top button