Вячеслав Тихонов решил уйти из кино после съемок в «Войне и мире»
«После развода с Тихоновым вся ответственность за сына легла на Мордюкову. Возможно, Нонне просто…
«После развода с Тихоновым вся ответственность за сына легла на Мордюкову. Возможно, Нонне просто не хватило терпения в борьбе за его здоровье… Вячеслав Васильевич, конечно, виделся с сыном, но не часто. С посторонними Тихонов о сыне не говорил — это была большая боль для него! Но как-то раз он признался: «Я виноват в том, что произошло!» — рассказывают друзья Тихонова актеры Людмила Гладунко и Борис Токарев.
— В 60-е годы Вячеслав Тихонов был уже всесоюзной звездой, вы — еще студентами… Как же вы познакомились?
Людмила Гладунко: Дело в том, что мы учились во ВГИКе у одних мастеров: Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой. И вот однажды к нам на занятия пришел Вячеслав Васильевич Тихонов. Это было привычно: у нас в мастерской время от времени появлялись известные люди. Приходили и бывшие ученики Бибикова, а Тихонов был одним из них. А вот удивились мы, когда узнали, зачем он приехал. В то время Тихонов играл Андрея Болконского в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука. И Вячеслав Васильевич пришел просить Бибикова о помощи с образом своего героя. Борис Владимирович часто нам повторял: «Учитесь самостоятельно работать над ролью, потом вам никто не поможет. Вот как сыграть Болконского, в образ которого Толстой вложил глубинные философские смыслы? Как пробиться к живому человеку? Очень сложная роль, а начинать надо с самого простого». На роль Болконского долго не могли найти актера, в итоге утвердили Тихонова. Но и его, и Бондарчука одолевали сомнения. Работа шла тяжело. Тихонова не покидало ощущение, что роль не его, и он от этого страдал. У Вячеслава Васильевича были крупные руки с толстоватыми пальцами, и когда Бондарчук взглянул на его руки, он сказал: «Да, с такими руками только князя играть…» В какой-то момент Тихонов растерялся. Вот тогда он и обратился к своему мастеру. Я думаю, это ему очень помогло, вселило уверенность.
— Удивительная история, ведь зрители так любят и сам фильм «Война и мир», и Тихонова в роли Болконского. А как Вячеслав Васильевич позднее относился к этой работе?
Л. Г.: Как истинный интеллигент, он был очень сомневающимся человеком. Тогда он считал ее своей неудачей и даже хотел уйти из кино. Но Станислав Ростоцкий начинал работать над картиной «Доживем до понедельника» и предложил Вячеславу Васильевичу главную роль — учителя истории. Тихонов решительно отказался. Ростоцкий, будучи психологом, сказал, что артист очень его подводит, что другого человека он не видит в этой роли, что нужен как раз «Болконский». Вячеслав Васильевич очень дорожил дружбой с этим режиссером и в итоге согласился. Вот так случилось, что Ростоцкий дважды «родил» Тихонова (первой их общей успешной картиной стала «Дело было в Пенькове»). И когда случился успех «Доживем до понедельника», у Вячеслава Васильевича как будто вновь крылья выросли, вернулось желание работать. А позже и Бондарчук позвал его сниматься в картине «Они сражались за Родину».
Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter